Здравствуйте, Уважаемые участники форума!
В условиях слабого естественного освещения даже с использовнием зеркального фотоаппара в ряде случаев нелегко бывает получить оптимальную экспозицию.
Делюсь своим опытом и буду благодарна за советы о том, как улучшить качество изображений.
По обычным законам фотографии на матрицу должно попасть необходимое количество света. Это можно обеспечить увеличением выдержки, открытием диафрагмы, увеличениме iso или ипсользованием вспышки.
Начну с простого. У меня в кармане обычно компактный фотоаппарат. Для съемки на близком расстоянии ставлю высокое изо и снимаю с выключенной вспышкой (если близко, то в макро режиме). Если все равно получается смазанно, можно в ручном режиме еще больше поднять изо, но появятся шумы.
Теперь о зеркальных фотоаппратах (если честно беру с собой редко, но после фотографий клинических случаев сделанных участниками форума, в частности по злокачественному сифилису, поняла, что все неудобства стоят того, так как качество получается превосходное).
В зеркальных фотоаппаратах аналогичная тактика, но на тех же изо шумы будут меньше (на изо 1600 у иксуса заметные шумы а на 5D можно спокойно снимать), хотя, возможно, в современных копмактных фотоаппаратах это проблема уже решена. Также на зеркальных фотоаппаратах можно открыть/закрыть диафрагму.
Диафрагма и глубина резкости
Если вы хотите резко получить только один элемент, то лучше снимать на открытой диафрагме (например диафрагма 2 это более "открытая", чем 8), если нужна большая глубина резкости, т.е резко вы хотите получить больший участок в поле зрения, то диафрагму нужно закрыть, думаю хотя бы 4-5, 8. Но придется компенсировать нехватку света (за счет изо, выдержки или вспышки).
ISO
Для самого лучшего качества по моему опыту изо 100, 200 до 400, если мало света, поднимаем изо. Шумы можно потом убрать и они не так мешают, смаз из-за длинной выдержки (если вы не поднимете изо) значительно хуже, даже в фотошопе почти невозможно повысить качество изображения, если оно смазано. Поэтому, если света совсем мало, и даже при максимальном изо, фотоаппарат ставит настолько длинную выдержку, что изображение смазывается, а при съемке со вспышкой с близкого расстояния все засвечивается, то естественно лучше переснять более хоршим фотоаппаратом или при более подходящем освещении. Но если клинический случай уникален, то можно в настройках сделать экспозицию минус один шаг (или больше, в смысле минус полтора или два шага). Изображение получится темнее, чем оно есть на самом деле, но в лайтруме, фотошопе и др. программах это можно поправить (опять же при этом появятся шумы).
На 5D даже изо 1600 обычно хватает, можно снимать спокойно при любом освещении.
Выдержка
Выдержка в зависимости от фокусного расстояния и того, насколько трясутся руки. У меня обычно до 1/50, а если большое фокусное расстояние объектива или объект двигается, то короче (1/125 это короче чем 1/50). Если объектив зум телевик, выдержка короче.
Как сделать выдержку длиннее
Штатив или монопод. Я пробовала, мне больше понравился штатив, для легко доступных мест очень удобно. Если использовать пульт вместо кнопки спуска или пусковой тросик, то тряски фотоаппарта будет значительно меньше. Но это для фотолюбителей.
Если мало света то только выдержкой и диафрагмой и изо не обойтись.
Вспышка
На зекральных фотаппартах не всегда получится со вспышкой снимать на близком расстоянии, а на профессиональных фотоаппаратах встроенной вспышки нет и ее возможно придется покупать. Но не все можно снять даже с такой вспышкой, находящейся на фотоаппарате на горячем башмаке в обычном положении. Ее можно направить в сторону, а использовать отраженный свет от листа бумаги, отражателя, стены. Или купить удлинитель, инфракрасный пускатель или радиосинхронизатор, тогда вспышку можно использовать на удобном от фотоаппаратоа расстоянии. Существуют рассеиватели для вспышек, но я мало их использую, так как при их использовании большая часть мощности теряется, но это уже дело вашего опыта, возможно Вам будет удобно работать с таким рассеивателем. Также в зависимости от того, что вы хотите снять, вспышку можно просто направить в потолок (но если он цветной, изменится оттенок изображения).
Альтернативой внешней вспышке могут служить источники постоянного света (лампа или профессиональные) или импульсного (от дешевых за 1000р до очень дорогих от европейских и японских производителей), к ним можно купить стойку с насадкой для рассеивания света (зонтиком, софтбоксом), именно так сделаны некоторые изображения в атласах, но с импульсными источниками съемка только в ручном режиме и нужен синхронизатор.
Если у Вас уже есть вспышка и Вы хотите использовать второй импульсный источник для равномерного освещения то если ваша вспышка ведущая, ее саму можно использовать в качестве синхронизатора ( но я так не делала).
Объективы
Если света мало, можно обойтись и без вспышки. Для этого нужны светосильный объектив на открытой диафрагме плюс хорошее изо и длинная выдержка. Светосильные зумы дорогие и тяжелые. Для репортажа (съемка мероприятий) они безусловно удобны, но для съемки клинических случаев можно взять аналогичный по светосиле фикс, но он будет значительно дешевле и легче и качество изображения такое же или лучше. Например объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50, 85, 100 мм. Для меня удобно 50, с ним можно ставить выдержку 1/50. 135 тоже хороший но мне приходилось ставить выдержку не менее 125. Только смотрите минимальное расстояние фокусровки. Без макронасадок на некоторых объективах не подойдешь ближе, чем например на метр.
50 1.8 стоит недорого и диафрагмы вполне хватает для съемки без вспышки и при сьемке со вспышкой он бывает удобен, если нужно установить диафрагму например f/4,5, у зума на аналогичном фокусном расстоянии можно установить только 5,6. Canon 50 1.4 лучше в работе, меньше промахивается с фокусом быстрее фокусируется, разница в цене небольшая, возможно стоит и его взять. Самый недорогой вариант 1000D с 50 1.8. Если денег не жалко и есть средства 5D, современные "марки" 1D, 1Ds и далее на ваше усмотрение с обьективами.
24-105 не использовла. Думаю, впечатления тех, кто использовал, будут очень полезны. А также владельцев никонов, сони (откидной экранчик удобно, но не основное, кому нравится zeiss, будет приятно) и др.
Также стоит учитывать, что снимать при открытой диафрагме получится только если Вам Не нужна большя глубина резкости изображаемого пространтва. Так как в дераматологии часто весь очаг должен получится резко, то сьемка со вспышкой при закрытой диафрагме может оказаться более предпочтительной.
Но лучше наверное потестить в магазине устроит ли вас это, то ли это, что вы хотите.